Актуальность перехода на отечественное и свободно распространяемое программное обеспечение обусловлена современными требованиями цифровой трансформации, цифровизации образования и политикой импортозамещения. Постараемся детально описать все шаги по переходу на отечественное ПО, проблемные моменты, с которыми можно столкнутся в процессе перехода, а также шаблон нормативного документа, регламентирующий весь процесс перехода.

Нормативно-правовая база

То на что нам необходимо будет опираться в процессе перехода:

План перехода на отечественное и свободно-распространяемое программное обеспечение

Для любого процесса нам понадобиться подробны план реализации:

Этап 1. Подготовительный

  1. Создание рабочей группы и назначение ответственных.
  2. Формирование приказом рабочей группы:
    • руководитель группы: заместитель директора по ИТ или УВР;
    • технические специалисты: системный администратор, инженер;
    • методист/педагог: для связи с педагогическим коллективом и разработки учебных материалов.
  3. Назначение ответственного за общую координацию проекта.
  4. Инвентаризация и аудит существующей ИТ-инфраструктуры (в нашем случае нам поможет GLPI: инструкция по установке и настройке, инструкция по автоматизации сбора информации о ПК в GLPI).
  5. Составление полного реестра используемого программного обеспечения - лицензионное и нелицензионное (в нашем случае - это также GLPI: инструкция по учёту лицензий).
  6. Аудит парка компьютеров на предмет совместимости с Astra Linux/ALT Linux/Ред ОС, Операционные системы распространяемые на свободной основе  (аппаратные требования, драйверы).
  7. Анализ серверного оборудования и сетевой инфраструктуры.
  8. Формирование перечня замены зарубежного ПО (приказ - приложение 2).
  9. Сопоставление используемого зарубежного ПО с отечественными аналогами (см. таблицу в шаблоне приказа).
  10. Выявление специализированного ПО, не имеющего прямых аналогов (например, для инженерных или дизайнерских дисциплин). Рассмотрение вариантов: виртуализация, использование в изолированной среде, поиск альтернативных образовательных методик.
  11. Разработка нормативных документов и их утверждение совместно с планом перехода и таблицей аналогов.
  12. Составление сметы на закупку необходимого ПО, обновление оборудования (при необходимости) и услуги внедрения.

Этап 2. Пилотное внедрение и тестирование

  1. Развертывание тестового сегмента.
  2. Установка Astra Linux / ALT Linux / Ред ОС на 10-15% парка компьютеров (например, в компьютерном классе и на нескольких рабочих местах администрации).
  3. Установка и настройка Р7-ОФИС. Десктоп / Мой Офис / Libre Office и другого необходимого ПО.
  4. Обучение и тестирование:
    • проведение обучающих семинаров для сотрудников тестовой группы;
    • разработка инструкций по установке и настройке ПО и размещение на ресурсе для инженеров (в нашем случае - это HelpDesk на базе Hesk: инструкция по установке и настройке);
    • разработка методических материалов для сотрудников и размещение на ресурсе, где педагоги найдут обучающие материалы (в нашем случае - это Электронная учительская на базе Word Press: инструкция по установке и настройкепример организации работы электронной учительской);
    • сбор обратной связи по удобству использования, совместимости файлов, работе с периферией (принтеры, сканеры);
    • тестирование работы ключевых образовательных процессов в новой среде.
  5. Внесение корректировок.
  6. Анализ проблем, выявленных на пилотной стадии.
  7. Доработка системных образов, документации и плана развертывания.

Этап 3. Массовое внедрение

  1. Поэтапная установка ОС и ПО на все компьютеры организации.
  2. Предварительное резервное копирование пользовательских данных.
  3. Массовое обучение сотрудников.
  4. Организация цикла обучающих мероприятий для всех категорий пользователей: административный персонал, преподаватели, технические специалисты.
  5. Создание инструкций и "шпаргалок" по использованию нового ПО.
  6. Обеспечение технической поддержки (в нашем случае - это HelpDesk на базе Hesk: инструкция по установке и настройке).
  7. Организация "горячей линии" или выделенного канала связи для оперативного решения проблем у пользователей (возможен вариант с чатом в MAX)

Этап 4. Эксплуатация и развитие (постоянно)

  1. Мониторинг и поддержка.
  2. Постоянный мониторинг стабильности работы системы.
  3. Регулярное обновление ОС и прикладного ПО.
  4. Перевод серверной инфраструктуры.
  5. Планирование и перевод серверов (файловые хранилища, веб-сервисы, системы управления обучением) на отечественные ОС или сбодно-распространяемое программное обеспечение (опционально)
  6. Актуализация реестров ПО.
  7. Ведение актуального реестра используемого отечественного ПО.

 

Переход на отечественное и свободно распространяемое программное обеспечение - это не техническая, а в первую очередь управленческая и культурная задача. Осознание потенциальных трудностей и их заблаговременное решение с помощью предложенного шаблона приказа и плана мероприятий позволит учреждению пройти этот путь как плановый этап собственного развития, повысив технологическую грамотность коллектива и общий уровень цифровой зрелости организации.

Важно помнить: успех перехода зависит не столько от технологий, сколько от готовности коллектива к изменениям и грамотного управления процессом.

 

Шаблон приказа

Приказ о переходе на отечественное и свободно-распространяемое программное обеспечение