Проблема управления учетными записями в школьной сети всегда была одним из ключевых вызовов для IT-специалистов. При наличии доступа в интернет через прокси-сервер (на базе squid) и системы Moodle приходилось создавать учетные записи для каждого нового пользователя отдельно в каждой системе. Несмотря на то, что процесс создания учетной записи сам по себе несложный, многократное повторение этой процедуры требовало оптимизации.

Решение: внедрение LDAP

LDAP (Lightweight Directory Access Protocol) представляет собой сетевой протокол для доступа к службам каталогов X.500. Это относительно простой протокол, работающий через TCP/IP, который позволяет выполнять операции аутентификации, поиска, сравнения, а также добавления, изменения и удаления записей. Стандартный порт для LDAP - 389 (TCP/UDP), для защищенных соединений используется порт 636.

Реализация решения

После изучения документации и попыток самостоятельной настройки LDAP, было принято решение использовать Школьный сервер 4.1, который уже включал готовую реализацию LDAP и других необходимых служб.

Настройка системы

Создание пользователей осуществляется через единый центр управления системой по адресу https://ip_adress/alt-docs/. Для этого необходимо:

Зайти в веб-интерфейс центра управления
Выполнить процедуру заполнения полей для нового пользователя

Интеграция с Moodle производится следующим образом:

Настройка Squid для контроля доступа в интернет:

Редактирование файла конфигурации squid.conf

Добавление строки: 

auth_param basic program /usr/lib/squid/squid_ldap_auth -b ou=People,dc=myschool,dc=ru -f (uid=%s) -h 192.168.0.1

где:

dc=myschool,dc=ru - параметры LDAP

192.168.0.1 - адрес сервера

Создание ACL для контроля доступа:

acl password proxy_auth REQUIRED

http_access allow password

Перезапуск Squid:

/etc/init.d/squid restart

Преимущества решения

Единая система аутентификации позволяет:

Заключение

Внедрение единой системы аутентификации на базе LDAP в школьной сети значительно упрощает процесс управления учетными записями и обеспечивает более эффективное использование информационных ресурсов образовательного учреждения.

Дополнительный материал: